Home » Готовность к школьному обучению

Контактные данные


Адрес: Омская область, Омский район, с.Дружино
E-mail: cadik-moi@yandex.ru
Телефон: 8 (3812) 931-298

no images were found

Рубрики

Архивы

Готовность к школьному обучению

Критерии готовности к школьному обучению

           Подготовка детей к школе сегодня актуальна для многих российских семей, а значит и для ДОУ и школ.

           Процесс этот зависит как от требований, предъявляемых школой, так и от родителей. Готовящих своих детей к поступлению в то или иное учебное заведение. ДОУ можно назвать связующим звеном. Если учесть, что большинство детей посещают детский сад. Поэтому во многом подготовка к обучению в школе ложится на плечи работников детских дошкольных учреждений.

           На основе диагностики, проводимой регулярно в ДОУ, выявлено следующее. Именно в период 5-6 лет у большинства современных детей возрастает уровень тревожности, появляется телесное напряжение, растет неуверенность в себе, и самооценка становится неадекватной, часто заниженной.

           Научные данные свидетельствуют, что примерно треть семилетних детей недостаточно готова к школе. С шестилетними детьми (или детьми, не достигшими семилетнего возраста к началу учебного года) ситуация еще более сложная (данные психологов Е.Е.и Г.Г.Кравцовых) [31].

           Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Отечественные и зарубежные психологи не пришли пока к единому мнению в определении содержания понятия “Психологическая готовность детей к обучению в школе”.

          Позиции ученых существенно расходятся в выборе ключевого компонента структуры психологической готовности к школе (А.В.Запорожец. В.В.Давыдов, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, М.И.Лисина и др.).

          Но как отмечает доцент кафедры практикующей психологии Г.Б.Ховрина, психологи едины в понимании значения дошкольного возраста для перехода на новую возрастную ступень развития. “Дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности” (Г.Б.Ховрина).

          По мнению В.В.Давыдова психологическая готовность связана с особенностями всей личности ребенка — его умственной, эмоционально-волевой, моральной, физической и др. качествами.

         Л.И.Божович придавала особое значение “внутренней позиции школьника”, выделяя это новообразование в качестве критерия готовности к школьному обучению, которое появляется примерно в семь лет.

         В работах Г.Г.Кравцовой (1987, 1991гг.) при характеристике психологической готовности к школе основной упор делается на роль общения с взрослыми и со сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации [33].

         При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Многие педагоги и родители склонны развивать интеллектуальные механизмы и пренебрегают при этом личностными. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно ведет за собой отставание или искажение в развитии других.

         Анализ детских проблем тревожности, страхов позволил увидеть во многом причину психологической неготовности детей к обучению в школе и в низком уровне развития произвольных форм общения.

         Излишняя интеллектуализация и рационализация детей при их внутренней незрелости и инфантилизме во многом является причиной появления у ребенка проблем в личностном развитии (внутренняя позиция, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, самооценка).

         Дети могут полноценно развиваться в особых условиях дошкольного режима с использованием игровых методов обучения, а не в условиях жесткой. Формализованной системы интеллектуальных нагрузок.

Критерии готовности ребенка к школьному обучению:

  • Личностная готовность — ребенок готов к школьному обучению если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
  • Интеллектуальная готовность — наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
  • Социально-психологическая готовность — умение общаться со взрослыми, сверстниками. Умение: войти в другое общество (детское), действовать вместе с другими, подчиняться интересам группы.
  • Физиологическая готовность — уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

Некоторые специалисты ещё отдельно выделяют следующие критерии психологической готовности ребёнка к школе:

1. Социально-психологическая готовность к школе:

  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признаёт авторитет взрослых).

2. Школьно — значимые психофизические функции:

  • развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше — ниже, больше — меньше, вперёд — назад, справа — слева);
  • координация в системе глаз — рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книги);
  • логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);
  • произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15 — 20 минут);
  • составлять из нескольких треугольников, четырёхугольников фигуры большего размера;
  • делить круг, квадрат на 2 и 4 части.

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Родителям, которые желают подготовить ребенка к школе, следует обратить внимание на следующие пункты:

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1. Умение интонационно выделять звук в словах;

2. Умение выделять заданный звук в потоке речи;

3. Умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);

4. Владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

5. Умение членить слова на слоги.

6. Умение членить простые предложения из 3-4 слов.

7. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

8. Умение составлять рассказы о предметах ( по плану предложенному взрослым).

9. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

Развитие элементарных математических представлений.

1. Счет и отсчет предметов заданного количества.

2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного

4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

5. Знание цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

6. Знание знаков: +,-,=, умение пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8. Умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

9. Способность составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

10. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.

11. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

12. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

Кругозор ребенка:

1. Уметь назвать домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

4. Иметь общие понятия о временах года, сезонных явлениях.

5. Знать названия месяцев, дней недели и их последовательность.

Наш опрос

С какой целью Вы заходите на сайт детского сада?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
oie_png (5)oie_png (3)oie_png (9)oie_png (4)oie_png (6)oie_png (5) oie_png (5)